План работы школы по патриотическому воспитанию обучающихся
Патриотическое воспитание подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Построение в России гражданского общества, динамичное развитие страны зависит от усилий дееспособных и ответственных людей, любящих свою Родину, заботящихся о ней, способных отстаивать её интересы.
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, дополнительного образования, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения.
Основные этапы реализации патриотического воспитания в современной школе обусловлены динамикой личностного развития обучающихся.
- в 1-4-х классах дети осваивают такие патриотические идеи и ценности, как защита Отечества от иноземных захватчиков, идеи сплочения и укрепления России, ответственности за судьбу Родины.
- У учащихся 5-8-х классов активизируются стремление к постижению окружающего мира и самоутверждению в процессе изучения таких идей и явлений как патриотический подъем народных сил в кризисные периоды истории Отечества, роль личности и народа в прогрессивном развитии страны, рост национального самосознания народа
- в 9-ом классе у школьников активно развивается интеллектуальная сфера, предыдущий социальный опыт становится основой личной ответственности в принятии самостоятельных решений, самореализации, самовоспитания при изучении подвига многонационального Советского народа в годы Великой Отечественной войны, героического восстановления разрушенного войной хозяйства, достижений науки и техники, развития патриотических идей в современной России.
Таким образом, в нашей школе учитываются возрастные особенности школьника и характер изучаемого материала в формировании патриотического мировоззрения .
Школа выступает одним из важнейших институтов развития патриотического мировоззрения в жизни современного человека, дающая необходимый базис для дальнейшего развития личности.
Цель
работы школы по патриотическому воспитанию обучающихся:
создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
- формирование осознанного отношения к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
- развитие гражданственности и национального самосознания учащихся;
- создание условий для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;
- развитие и углубление знания об истории и культуре родного края.
Ожидаемые результаты:
- Духовное и физическое совершенствование, осознание прав и обязанностей перед государством и обществом.
- Формирование стойкой патриотической позиции, способности отдать силы, разум и энергию на благо России.
- Формирование целостной, научно-обоснованной картины мира, приобщение к общечеловеческим ценностям.
- Общее развитие личности, усвоение норм человеческого общения, чувственное восприятие мира.
- Воспитание уважения к труду, человеку труда.
- Повышение уровня социальной активности, гражданской ответственности, духовности обучающихся школы, повышение статуса участников мероприятий.
- Формирование положительного имиджа школы через тиражирование опыта по гражданско-патриотическому воспитанию в районе.
Работа по патриотическому воспитанию школы включает в себя четыре направления:
Первое направление «Связь поколений»
Цель: Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
- Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
- Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
- Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
Формы:
- тематические беседы
- предметные недели
- встречи с вдовами, тружениками тыла, детьми войны
- воинами–интернационалистами
- конкурсы
- посещение музеев
- праздники, посвященные памятным датам
Второе направление «Растим патриота и гражданина России»
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи:
- Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
- Формировать культуру проявления гражданской позиции.
- Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.
Формы:
- тематические беседы
- коллективные творческие дела
- конкурсы
- викторины по правовой тематике
- праздник «День Конституции»
- устный журнал
- встречи с интересными людьми
- акции
- диспуты
Третье направление «Мой край родной»
Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.
Задачи:
- Изучать историю родного края.
- Формировать экологическое поведение.
Формы:
- марафоны
- викторины
- устные журналы
- занятия по географическому и литературному краеведению
- конкурсы рисунков и поделок
- игры
- народные праздники
Четвертое направление «Я и моя семья»
Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.
Задачи:
- Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
- Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
- Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.
Формы:
- беседы
- родительские собрания
- родительский лекторий
- индивидуальное консультирование
- совместные мероприятия
- игры
- анкетирование
- семейные праздники
- часы общения